grande_arte (grande_arte) wrote,
grande_arte
grande_arte

Об ударной технике в тайцзицюань. Часть 1. Чун Цюань

Ни для кого не секрет, что последователи тайцзицюань не имеют единого представления о том, как правильно выполняются удары в этом стиле боевого искусства. Мои учителя (а я одновременно занимался у нескольких китайских учителей) тоже обучали ударной технике по-разному. В некоторых же школах тайцзицюань, с которыми мне, так или иначе, довелось познакомиться, ударам не обучали вовсе.  Такое положение вызывало у меня вполне законное недоумение: в самом деле, что это за стиль боевого искусства, в котором нет единообразной ударной техники, а многие последователи которого вообще не имеют поставленного удара? Но со временем я понял, что если оставить в стороне печальную тему о тех, кто вообще не умеет бить, то такое положение является нормальным, правильным и даже неизбежным, если учесть фундаментальные особенности такого стиля как тайцзицюань в том варианте, в котором он до нас дошел.
В основе обучения тайцзицюань лежит освоение и практика формальных комплексов (тао). Во многих направлениях восточных единоборств, в которых практикуются формальные комплексы (тао, ката, тули), именно эти комплексы являются «азбукой» стиля, в которой содержатся стандартные варианты ударной и защитной техники. Практикуя форму, последователи этих направлений отрабатывают технический стандарт школы: удары, блоки, комбинации и т.д. В тайцзицюань дело обстоит не так: форма здесь – это не набор конечных боевых техник, связанных в некую последовательность, а упражнение, практика которого имеет целью формирование и наработку целостной структуры движений бойца, координации взаимодействия различных частей тела, формирование навыка концентрации внимания, координации и объединения в одном действии сознания, дыхания и, собственно, движения тела. Трудно в одном предложении объяснить, зачем нужны формы в тайцзицюань, это и гимнастика, и цигун, и медитация, но уж точно не набор приемов. Конечное проявление навыков, полученных в результате практики формы (и парной работы) может быть очень различным, в зависимости не только от ситуации, но и от самого занимающегося и, конечно же, от того, кто его этому обучает. Более того, единообразные, «застывшие»  формы приемов напрямую противоречат одному из фундаментальных принципов тайцзицюань, согласно которому ваше движение должно рождаться непосредственно в момент взаимодействия с противником, как наиболее адекватная реакция на его действия. Движение, заготовленное заранее, есть «мертвое движение»; и вместо монотонной наработки многих и многих «мертвых движений» последователи тайцзицюань отрабатывают телесную структуру, способную генерировать необходимое для противоборства с противником усилие, а, выполняя парную работу, осваивают взаимодействие с направленной на них внешней силой и учатся разрушать эту силу и структуру, которая за ней стоит.



Все это правильная теория, но ее не нужно абсолютизировать. Можно всю жизнь осваивать «структуру и взаимодействие», но противника все же надо бить, и тренироваться необходимо с партнером, который вас бьет, и делает это хорошо. Поэтому мы тоже осваиваем определенную ударную технику, и в разных школах эта техника может выглядеть по-разному, но, если только это тайцзицюань, то базироваться она должна на единой телесной и двигательной структуре, отработанной в формальных комплексах и других базовых упражнениях. При этом надо иметь в виду, что структура тайцзицюань позволяет с легкостью адаптировать «под себя» многие виды ударной и борцовской техники, и выполнение этой техники становится проявлением принципов тайцзицюань и навыков, отработанных в формах и туй шоу. Таким образом, говоря об ударной технике тайцзицюань, я рассказываю именно о тех ударах, которые я сам использую, и которые мы отрабатываем на наших тренировках. Если читающий эти строки занимается тайцзицюань где-то в ином месте, то, вполне возможно, его обучают совсем другим типам ударов. Единство тайцзицюань как направления в боевом искусстве – это не единство техник, а единство структуры и принципов.
Итак, прямой удар, который мы выполняем в двух основных формах: чун цюань и чун чуй. Название чун цюань мы используем для обозначения прямого удара горизонтальным кулаком (в конечной позиции ладонь сжатого кулака смотрит вниз). Этот удар ни разу не встречается в форме тайцзицюань стиля Ян и очень напоминает прямой удар в боксе. За время своих занятий тайцзицюань я неоднократно слышал в свой адрес обвинения в «боксерщине», которые, как правило, исходят от наивных людей, полагающих, что в парной работе тайцзи все должно быть «как в форме». Подобные замечания я всегда воспринимаю как своего рода комплимент, поскольку с большим уважением отношусь к боксу и к тем людям, кто не жалея своих голов, ребер и внутренних органов этим спортом занимаются. Сам же я боксом никогда не занимался, если не считать нескольких спаррингов с боксерами, которые проходили очень давно, но оставили глубокий неизгладимый след в моей памяти. С тех пор, когда я надеваю боксерские перчатки, то всегда испытываю мерзкое предчувствие: ну вот, сейчас меня будут бить…
Когда же я занимался тайцзицюань, то мои учителя либо сами показывали мне этот тип прямого удара, либо исходили из того, что я им уже владею, и когда мне по заданию нужно было работать первым номером, я должен был двигаться и наносить подобные (боксерские) удары. С учителем Чжаном Хуа Да мы даже работали в спаринге в боксерских перчатках (что не позволяет нормально пользоваться техникой тайцзицюань), и он и я били друг друга именно ударами чун цюань. Я не исключаю, что к нам этот удар действительно пришел из бокса  и не вижу в этом ничего плохого. Но, скорее всего, пришел он из бокса не напрямую, а через внестилевые поединки ушу саньда, к которым мои учителя также готовили спортсменов. Как раз в саньда  термин чун цюань используется для обозначения прямого удара, и бьется он там как в боксе. Так или иначе, но чун цюань (он же «джеб» или «кросс», в зависимости от того, наносится он передней или задней рукой) – это часть современного ушу, в нашем случае ушу тайцзицюань.



Наивный ученик, столкнувшийся с «боксерским» ударом на занятиях тайцзицюань, рассуждает так: «Я пришел заниматься традиционным тайцзицюань, а не «новоделом», типа «саньда». Зачем мне прямой удар из бокса?»
Умный ученик рассуждает по-другому: «Боксерский прямой удар – наиболее рациональная и эффективная форма удара на дальней и средней дистанции. Конечно же, мне необходимо его освоить».
Нужно понять простую вещь: приходя в любую секцию боевых искусств, как бы экзотично и традиционно она не называлась, вы приходите заниматься именно современным единоборством. В том же Китае, в чем я ни раз мог убедиться лично, те, кто занимаются ушу как единоборством, активно используют техники и тренировочные методики современных единоборств - бокса, таеквондо и  муай тай, что не мешает им выполнять формальные комплексы ушу и работать в туй шоу. Спортсмены, выступающие в категории «ушу таолу» (где нет поединков), пользуются в своей подготовке методиками спортивной и художественной гимнастики, современной спортивной акробатики. Те же, кто занимаются тайцзицюань и цигун в оздоровительных и лечебных целях, пьют обычные европейские таблетки и не отказываются от иных достижений современной европейской медицины.
Занимаясь ушу, мы учимся у китайцев. Китайцы же, как никто в мире умеют брать (порой без спроса) все лучшее, созданное представителями других народов, копировать, ставить себе на службу, и, что самое главное, органично встраивать эти достижения в свою жизнь, не просто сохраняя свое культурное наследие, но и развиваясь, утверждая себя в качестве современной, жизнеспособной и сильной нации.
Тем не менее, я бы не стал ставить знак равенства между нашим чун цюань и прямым ударом в боксе. Занимаясь тайцзицюань, мы нарабатываем структуру движений тела, сильно отличающуюся от боксерской. Я не боксер и не знаю деталей боксерской техники, поэтому мне трудно сравнивать. В нашем же случае чун цюань является проявлением спирального закручивания «против чань» и требует вложения структуры тела в конечной части удара. Мы бьем не рукой, а фактически всем телом, которое вращается и последовательно включается в работу.  При этом мы не «наваливаемся» на мишень, а сохраняем баланс так же, как мы это делаем в форме или столбовой работе. Тем, кто занимается у меня тайцзицюань, я хотел бы еще раз указать на важность соблюдения правильной единообразной техники выполнения удара чун цюань. Для вас это такая же неотъемлемая часть занятий тайцзицюань, как техники пэн, люй и ань.
Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments