grande_arte (grande_arte) wrote,
grande_arte
grande_arte

О развитии осознанности. Часть 2.

В этой части статьи мне хотелось ответить на два вопроса, которые в той или иной форме мне неоднократно задавали после публикации первой части.

Первый вопрос касается успокоения сознания и прекращения внутреннего диалога. На самом деле в первой части статьи речь шла не о том, что успокоение сознания является одной из целей практики тайцзицюань. Успокоение сознания и прекращение внутреннего диалога есть практика освобождения, избавления от тех или иных процессов в уме. В первом случае мы стремимся избавиться от негативных мыслей и связанных с ними отрицательных, беспокоящих нас эмоций. Во втором случае нашей целью является устранение любых мыслей вообще и осознанное пребывание в состоянии безмыслия. И первое и второе есть негативное действие, негативное в данном случае не значит «плохое», негативное значит направленное на отрицание чего-либо, избавление от нежелательного. Развитие осознанности – это активный процесс присутствия в каждом своем действии, в каждом мгновении своего бытия в мире. Но мы можем осознавать и в полной мере присутствовать только в том случае, если наш ум не занят бесполезными паразитными процессами. Вот от них мы и стараемся избавиться. Поэтому успокоение сознания и отключение внутреннего диалога действительно являются элементами нашей практики. Но при этом они составляют лишь одну сторону процесса – его отрицательную составляющую. Положительной стороной будет сосредоточение внимания на том, чем мы в данный момент заняты. Когда мы делаем движение, мы присутствуем только в этом движении, и ничто иное нас в это время не интересует.
Но при этом важно понимать, что каждое наше движение, каждое действие, каждое проявление неотделимо от всего, что происходит вокруг нас. Для ума все, что совершается нашим телом, внутри нашего тела и вокруг него, составляет единый и непрерывный процесс. Это просто мир как представление, в котором разделение на «внешнее» и «внутреннее», «мое» и «не мое», «я» и не «я» является искусственным, не относящимся к природе самого ума. Разделение всецело зависит от воли, персонифицирующейся как эго и закрывающей для ума возможность чистого, неомраченного созерцания мира – мира как он существует на самом деле, мира, в котором есть «просто прогулка», «просто форма», «просто движение». Поэтому, развивая осознанность и присутствие в движении своего тела, мы на самом деле учимся в полной мере осознавать не только свое «я», но  мир вокруг себя, жизнь как таковую, учимся в полной мере переживать каждое мгновение бытия, начинаем жить в полном смысле этого слова.




Второй вопрос касался соотношения религиозного и светского аспектов практики развития осознанности. Не думал, что мне придется уделять ему отдельное внимание, но он вызвал интерес и, наверное, действительно является важным.
В приведенной мною притче используется выражение «религиозная дисциплина» и сами участники действия, по-видимому, являются буддистскими монахами. Складывается впечатление, что речь идет о какой-то религиозной практике, которой эти монахи занимаются с малопонятной нам, мирянам, целью. На самом же деле там говорится не о религиозной практике, а о проблеме, с которой в равной степени сталкиваются как монахи, так и миряне, как буддисты, так и последователи других религий. Суть этой проблемы – неукрощенный ум, наше полное неумение управлять им, обуздывать его, контролировать его действия. В статье говорится об отрицательных последствиях, которые вызывает непонимание этой проблемы и нежелание ее решать, а также указывается на то, что тренировка ума является сущностным элементом практики тайцзицюань и цигун, и без нее невозможно успешное освоение этих дисциплин.

Теперь, что касается религии и монашеских дисциплин. Я выскажу свою точку зрения, вы можете ее принять или отвергнуть, но я прошу вас сделать это осознанно, т.е. обдуманно, не опускаясь до аргументов уровня «а мне так кажется».
Религиозный или светский характер действий и поступков всецело зависит только от одного фактора. Это мотивация, с которой действия и поступки совершаются. Это то, что движет людьми, заставляет их поступать так, а не иначе, совершать ту или иную работу, будь то работа над внешними объектами или работа над собой.
Если ваша мотивация не простирается дальше нынешнего земного существования и сводится к достижению тех или иных мирских целей, то это светская мотивация, и все действия, совершаемые под ее влиянием, будут носить светский характер. Это могут быть добрые дела, мудрые поступки и даже настоящие подвиги или, наоборот, глупости, ошибки или преступления. Любые действия, совершаемые в силу мирской мотивации, это просто мирские дела, не имеющие ни малейшего отношения к религии.
Если же вы считаете, что ваша жизнь не ограничивается нынешним земным существованием и, соответственно, действуете на основе мотивации, выходящей за его пределы  – стремитесь избежать ада, попасть в рай, достичь нирваны или даже просто хорошо подготовиться к следующей жизни – то вы занимаетесь религиозной практикой. Ваша мотивация религиозная.
Внешняя форма действия значения не имеет, важна именно мотивация, изнутри наполняющая это действие смыслом. Вы можете читать Библию или Коран просто для того, чтобы расширить свой кругозор или сдать зачет по истории религиозных учений. Можете молиться в церкви об успехе своего бизнеса или о здоровье близких вам людей. Все это обычное мирское занятие, поскольку ваша мотивация мирская, какой бы благородной она не являлась. Ничего религиозного, духовного в этих поступках нет.
Вы можете просто работать в офисе, но если главная цель этого вашего занятия – заработать денег на совершение паломничества по святым местам или выполнение религиозного ретрита, то такая работа будет настоящей религиозной практикой. Поэтому говорят, что для глубоко верующего человека вся жизнь становится практикой веры, а для материалиста никакая религиозная практика не возможна по определению. Вы сами определяете характер своих действий.

Теперь, что касается развития осознанности. Для Бокудзю, конечно же, это «религиозная дисциплина», специфическая часть его монашеского подвижничества. Для любого буддиста, монаха или мирянина, развитие осознанности представляет собой важный элемент религиозной практики.
Но для атеиста или представителя другой религии точно такое же действие является просто методом тренировки собственного ума, целью которой будет существенное повышение эффективности его работы, избавление от стрессов и просто ненужных беспокоящих мыслей, улучшение состояния физического здоровья, восстановление и поддержание работоспособности и, главное, общее повышение качества жизни. Неужели найдется тот, кому этого недостаточно для порождения мотивации к практике?




Какой бы ни была ваша мотивация к практике – светской или духовной – очень важно, чтобы эта мотивация была сильной. Только в том случае, если вы осознаете важность и ценность занятий тайцзицюань и цигун, для вас станут доступны все преимущества такой практики. В противном случае если вы занимаетесь этим от скуки, по привычке или просто потому, что занятия проходят в удобное вам время и являются бесплатными для обладателей клубных карт, то пользы от этого будет очень мало. Это искусство, которое, простите за банальность, требует жертв. И даже если все, чем вы готовы пожертвовать, это три часа вашего драгоценного времени в неделю, отдавайте их полностью и до конца. Только тогда появятся первые, пусть и небольшие, успехи. Будете жертвовать бóльшим – получите большее. А способность отдавать, жертвовать чем-либо для достижения цели зависит целиком и полностью от мотивации. Поэтому если вы занимались тайцзицюань, цигун, медитацией или иной формой самосовершенствования и не достигли результатов, значит, на самом деле вы и не хотели их достичь, вам это было просто не нужно. Ваши занятия были не более чем блажь, баловство, обезьянство, следование моде на здоровый образ жизни. Цепочка очень простая: нет мотивации – нет концентрации, нет концентрации – нет реализации. Поэтому еще раз повторю: развитие сильной мотивации, осознание важности, жизненной необходимости целенаправленной работы над собой есть условие и залог успеха любой серьезной практики, в том числе занятий тайцзицюань и цигун. Если вам это действительно надо, то вы сможете приложить все необходимые усилия, а значит, добьетесь успеха.

Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments